Коллегам

Режимные моменты как основа формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста.
Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Тутынина Оксана Иосифовна, я работаю воспитателем в группах раннего и младшего возраста более 16 лет. И сегодня хочу поделиться с вами моим опытом по организации режимных моментов в группах раннего возраста с 1,5 лет. Дети этого возраста активно осваивают навыки самообслуживания и им нужно в этом помочь. Помогаем малышам добрым словом и потешками, которые организовывают и снимают напряжение и страх, вызывают внимание, располагают к педагогу, обращаемся к каждому ребенку индивидуально. Значительную часть режимных моментов занимают игры по формированию культурно – гигиенических навыков: игры по обучению детей умению пользоваться предметами личной гигиены, по формированию навыков раздевания, одевания и умывания, по формированию навыков культуры еды и правил поведения за столом. Используя разнообразные игры, мы не только формируем, но также и закрепляем у детей умения и навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Дидактическая игра делает процесс обучения более легким и занимательным. Так, при умывании, данный подход удачно реализуется в таких играх- упражнениях «Найди свое полотенце», «Мыльные перчатки» и потешках как: «Водичка-водичка, умой моё личико», «Тёплою водою руки чисто мою, кусочек мыла я возьму и ладошки им протру». В этих играх и потешках мы побуждаем ребенка к самостоятельным действиям, вместе моем руки, находим полотенце в своей ячейке по картинке и вытираем руки. Приучение детей к пользованию горшком осуществляем с помощью коротких забавных стишков, таких как: «Расскажу я вам стишок, как хожу я на горшок», «Прыг-скок, прыг-скок мы присядем на горшок» благодаря ритмичной речи облегчаем момент высаживания, вызывая положительные эмоции для снятия негативного настроя, побуждаем ребенка находить горшочек в ячейке со своей картинкой. Очень помогает при проведении режимных моментов использование дидактических игрушек ( В нашей группе вместе с детьми живет кукла Катя, у нее есть свой шкафчик в раздевальной комнате, есть свое место за столом, в кукольном уголке и в спальне и т.д., роль Кати зависит от игровой ситуации – она может учиться ( мыть руки, кушать), а может и обучать (одеваться в определенной последовательности ). При одевании-раздевании на прогулку/с прогулки применяем прием разделения детей на отдельные подгруппы (по 5-6 детей) и, с помощью дидактической куклы Кати обучаем детей самостоятельно одеваться/раздеваться. А также помогают нам в этом потешки: «Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять», «Мы на пухлые ручонки одеваем рубашонки» и методические карточки-иллюстрации алгоритма одевания на прогулку. Для организации кормления детей используем потешки «Каша вкусная дымится, Маша кашу есть садится», «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила», «А у нас есть ложка, волшебная немножко», «Глубоко-не-мелко корабли в тарелках, … вот кораблик плывёт, заплывает прямо в рот». Помогает педагогу игра с дидактической куклой Катей, пример других детей при коллективном кормлении, помогающий снять стресс перед кормлением. После кормления важно заранее настроить детей на спокойное приготовление ко сну. Настраивание на сон предваряет послеобеденный туалет. При раздевании перед сном стульчики расставляю буквой «П», таким образом создаются прекрасные условия для общения, взаимопомощи, ситуация не позволяет кому-то «выпасть» из общего ритма. Укладывание в кроватку, сопровож-дается стишками: «Баю, баю спать пора, гости едут со двора», «Тишина у пруда, не качается вода, не шумят камыши, засыпают малыши». В некоторых случаях, индивидуально, помогает заснуть игрушка, поправление постели, поглаживание или сказка. Важно успокоить ребенка, создать спокойную и безопасную атмосферу, шторами приглушить свет. Во время режимных процессов, необходимо предоставлять ребенку максимальные для его возраста полномочия, больше самостоятельности. Стараюсь следовать правилу «Не надо делать за ребенка то, что он умеет делать сам». В этом случае нужно проявить терпение и спешить на помощь только при необходимости. Хочу особенно отметить, что во время проведения режимных моментов важное значение имеет ритмизированная речь. Психика детей особенно восприимчива к интонации, ритму и сочетанию голосовых и зрительных образов, иллюстраций, картинок. Внимание ребенка должно быть всегда занято образовательным аудио и графическим окружением, создаваемым педагогом. В этом возрасте сознание ребенка, ежеминутно должно опираться на речь педагога, его пример, игру с дидактическими куклами и карточками. Важным моментом в формировании культурно-гигиенических навыков является неоднократное повторение – многократные упражнения. Желаю Вам терпения и успеха в вашей работе. Презентация к выступлению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Осень дает огромные возможности для творчества.  Большое количество ярких красок . Хочется творить, мастерить.   Сейчас погода нас радует ...